Мусульманин верит в обязательность любви к сподвижникам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в их превосходство над прочими мусульманами, а также в то, что по своим заслугам и положению сподвижники отличаются друг от друга. Наиболее достойными из них являются четыре праведных халифа в порядке очередности их правления. Достойнейшим из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга[1], я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако он является моим братом и сподвижником, а любимцем вашего товарища[2] избрал Аллах». Этот хадис приводит Муслим.
После Абу Бакра наиболее достойными являются ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан и ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен ими Аллах. Указанием на это служат слова ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Не сообщить ли вам о лучшем из членов этой общины после ее пророка? Это – Абу Бакр». Затем ‘Али сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем из членов этой общины после Абу Бакра? Это – ‘Умар». Этот хадис приводит Ахмад.
После них наиболее достойными являются остальные шестеро сподвижников, которым была возвещена благая весть о рае[3]. Хвалу этим людям воздал Сам Аллах Всевышний, Который сказал: «А (что касается) опередивших[4] (из числа) первых переселившихся[5], и ансаров[6], и тех, кто последовал за ними, совершая благое[7], то Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это – великий успех!» (Сура ат Тауба, 9:100)
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Лучшими из людей являются (представители) моего поколения, (лучшими после них станут) те, кто последует за ними,[8] а (лучшими после этих станут) те, кто последует за ними». Этот хадис приводит аль-Бухари.
Приверженцы сунны и согласия постоянно указывают на необходимость обращения к Аллаху с просьбами о том, чтобы Он оказал милость этим людям, любви к ним и готовности принимать их высказывания, касающиеся религиозных установлений (ахкам) и обычаев (сунан). О проявлении любви к сподвижникам свидетельствует отказ от нанесения им оскорблений словом и делом, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит (столько) золота, (сколько весит гора) Ухуд[9], (это не сравнится) ни с муддом[10], ни с половиной мудда, (пожертвованного) любым из них!» Этот хадис приводит аль-Бухари.
Мусульмане с большим почтением относятся к женам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которых именуют матерями правоверных, так как они многое сделали для распространения сведений о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, и извещения мусульман о том, что он говорил и как поступал, когда находился в домах своих жен. Мусульмане обязаны признавать эти заслуги и обращаться к Аллаху с мольбами за жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ведь Аллах Всевышний сказал: «Пророк имеет больше прав на верующих, чем сами они (на себя) его жены (являются) их матерями». (Сура аль Ахзаб, 33:6)
- [1]“Халиль”. Перевод этого слова как “ближайший друг” не вполне адекватен, поскольку имеется в виду такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы. То же самое касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, , именуется в Коране “халилю-Ллах”, что же касается пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то друзей у него было много, но словом “халиль” он называл только Аллаха.↩
- [2]Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду самого себя.↩
- [3]Здесь имеется в виду лишь один из хадисов, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал вестью о рае Са‘да бин Абу Ваккаса, а также Абу Бакра ас-Сиддика, ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Усмана бин ‘Аффана, ‘Али бин Абу Талиба, Тальху бин ‘Убайдуллаха, аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, Са‘ида Ибн Зайда и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха. Всего же таких людей, да будет доволен всеми ими Аллах, насчитывается больше.↩
- [4]Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих.↩
- [5]То есть переселившихся вслед за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину.↩
- [6]Ансар (мн.ч. от насир − “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн.ч. − ансары) − жители Йасриба (Медины) из племен аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своем городе и оказали им материальную помощь.↩
- [7]“Ихсан”. Здесь имеется в виду искренняя убежденность, подкрепленная соответствующими словами и делами.↩
- [8]То есть представители следующего поколения.↩
- [9]Ухуд − гора близ Медины.↩
- [10]Мудд − мера веса.↩