Если женщина хочет выйти замуж, то она должна взять разрешение у своего законного уали (опекун). Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если женщина вышла замуж без разрешения своего опекуна, то ее брак считается недействительным, и если муж уже уединился с ней, то она должна оставить себе калым за то, что он имел с ней половую близость. А если возникнут разногласия, то помните, что правитель является опекуном женщины, у которой нет опекуна». Хадис достоверный. Его передали имам Ахмад, имам Абу Дауд, имам Ат-Тирмизи, имам Ибн Маджа. Имам Аль-Альбани сказал, что этот хадис с достоверным иснадом. См. «Сахиху-ль-Джамии» под номером 2709.
Имам ибн-уль-Мунзир сказал, что он не знает разногласия между сахабами на счёт этого. Исходя из этого женщине не разрешается выйти замуж без законного уали. А если она выйдет замуж, то её брак считается недействительным, как об этом сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха.
Комитет больших учёных в Саудовской Аравии сказал: «Самые близкие люди, которые отвечают за женщину по вопросам брака – это её отец, потом его отец (её дедушка) и выше, потом её сын, затем его сын и ниже. Потом её брат по линии отца и матери. Потом её брат по линии отца. Потом самые близкие родственники в порядке, который соответствует порядку получения наследства. Затем правитель или его законный заместитель…» См. «Фатауа-ль-лЛяжна Ад-Даима лиль-Бухуфи-ль-Ильмия уа-ль-Ифта» 18 том, стр. 143.
– Уали и муалия (невеста) должны быть: если невеста – кафира, то уали должен быть иудеем или христианином, если она – мусульманка, то уали должен быть мусульманином.
– Уали должен быть мужчиной.
– Уали невесты в первую очередь – её отец.
– Если нет отца, то уали – её дедушка и выше по линии отца (т.е. отец её отца или дедушка его отца и т.д.).
– Если нет дедушки и выше, то уали – её сын.
– Если нет сына, то уали – её внук и ниже (т.е. сын её сына или сын её внука и т.д.).
– Если нет внука и ниже, то уали – её брат родной (от одного отца и матери).
– Если нет родного брата, то уали – её брат по отцу.
– Если нет брата, то уали – её дядя по линии отца.
– Если нет дяди по линии отца, то уали – сыновья её дяди по линии отца.
– Если нет сыновей дяди по линии отца, то уали – самый близкий мужчина по линии отца.
– Если их нет, то уали – её дедушка и выше по линии матери (т.е. отец её матери или дедушка её матери и т.д.).
– Если нет дедушки и выше, то уали – её брат по матери.
– Если нет брата по матери, то уали – её дядя по линии матери.
– Если нет дяди по линии матери, то уали – сыновья её дяди по линии матери.
– Если нет сыновей дяди по линии матери, то уали – самый близкий мужчина по линии матери.
Говоря: «А если такого-то нет (отца, сына и т.д.), то её уали такой-то», – имеется ввиду, что этот человек умер или его вообще не существует.
А если он есть, но, к примеру, в другом городе, то надо ему позвонить и взять его разрешение о браке и он должен назначить своего заместителя.
– А если у женщины нет никого из близких родственников по линии отца или матери, то её уали будет имам мечети или руководитель исламского центра или муфтий, если она живёт в неисламском государстве. А если в исламском государстве, то её уали будет правитель мусульман или его заместитель или судья. А если их тоже нет, то уали может быть любой мусульманин достойный доверия.
– Если она приняла ислам и её родные (по критериям, которые мы перечислили выше) из числа немусульман, то их разрешение для неё не обязательно, но – желательно.
Не разрешается брать кого-либо в качестве уали нарушая порядок перечисленный выше, за исключением некоторых случаев (если опекун отрёкся от ислама или был против брака без уважительной причины и т.д.). Например: дедушка не может быть уали, если есть отец невесты. Брат не может быть уали, если у неё есть сын.
Комитет больших учёных в Саудовской Аравии сказал: «Если далёкий уали заключил брак, хотя есть близкий уали, то этот брак является недействительным, если не было уважительной причины у близкого уали или не было завещания от него (близкого уали). Потому что он (далёкий уали) не является уали женщины при существования близкого уали, который имеет право на это. Но если он (близкий уали) отступился от опекунства в пользу следующего уали или он завещал тому, кто достоин опекунства, чтобы он заключил брак для своей муали (женщина), то такое разрешено и брак является действительным, потому что это право, от которого он может отступиться в пользу того, кто может выполнить это (заключить брак)…» См. «Фатауа-ль-лЛяжна Ад-Даима лиль-Бухуфи-ль-Ильмия уа-ль-Ифта» 18 том, стр. 174-175.
Аллах Всевышний сказал: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, – быть может, вы окажетесь преуспевшими». И Аллах знает лучше. Благословение Аллаха на Его пророка и его семейство и его сподвижников и тех, кто следует строго за ними.