Человек со своим Господом

В первую очередь от человека требуется искренне поклоняться Всемогущему и Великому Аллаху, избавляясь от любых примесей многобожия и стремления к показному, так как Аллах Всевышний сказал: «А велено им было только поклоняться Аллаху, храня верность Ему в религии и будучи ханифами[1]…». (Сура аль-Беййина, 98:5) Аллах Всевышний также сказал: «…пусть совершает праведные дела и не поклоняется наряду с Господом своим больше никому”». (Сура аль-Кахф, 18:110)

Искренность верующего побуждает его к выполнению велений Аллаха Всевышнего и удалению от всего, что было Им запрещено. Аллах Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания и в Его посланников. (Они говорят): “Не делаем мы различий меж кем бы то ни было из посланников Его”. Они говорят: “Слушаем и повинуемся! Прости, Господь наш, к Тебе (предстоит) вернуться![2]”». (Сура аль-Бакара, 2:285)

Неуклонное выполнение религиозных обязанностей приводит к постоянному проявлению покорности и смирения пред Аллахом, особенно во время молитвы. Аллах Всевышний сказал: «Читай из Писания то, что было ниспослано тебе в откровении, и совершай молитву. Поистине, молитва удерживает от мерзкого и предосудительного…» (Сура аль-Анкабут, 29:45) Аллах Всевышний также сказал: «Преуспели те верующие, которые в молитвах своих смиренны…» (Сура аль-Муминун, 23:1-2)

Когда сердце мусульманина, стоящего пред Всемогущим и Великим Аллахом, охватывает благоговение, оно смиряется, что проявляется во всех действиях человека, которые становятся выражением благодарности Аллаху Всевышнему за Его благодеяния.

Аллах оказывает множество благодеяний людям, и за каждое из них Ему обязательно нужно выразить благодарность. Выражением благодарности является использование оказанного благодеяния так, как это угодно Аллаху. Так, например, язык является милостью Аллаха, благодарность же за нее должна выражаться в постоянном прославлении Аллаха. Ребенок является милостью, благодарность за которую должна выражаться в воспитании его в соответствии с установлениями ислама. Человеку оказано также много других милостей, и за каждую из них он должен выразить благодарность Аллаху, Который сказал: «А если станете вы подсчитывать милости Аллаха, то не сочтете их! Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!» (Сура ан Нахль,16:18)

Вместе с тем все в жизни каждого человека предопределено, а это значит, что мусульманина могут постичь несчастья. В таких случаях он может только смириться с решением Аллаха и принять его в надежде на Его награду. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом». (Этот хадис приводит Муслим)

Мусульманин, придерживающийся подобного образа действий, благодаря этому становится одним из таких рабов Аллаха, которые избегают запрещенного Им и выполняют Его веления, суть чего разъяснил пророк, да благословит его Аллах и приветствует .

Абдуллах бин Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стыдитесь Всемогущего и Великого Аллаха так, как должно стыдиться Его». Мы стали говорить: «О посланник Аллаха, поистине, мы стыдимся, и хвала Аллаху!» Тогда он сказал: «Не это (требуется от вас). Тот, кто стыдится Аллаха по-настоящему, должен беречь свою голову[3] и все что к ней относится, беречь свое чрево и то, что к нему относится[4], и помнить о смерти и бедствиях, ибо (человек), желающий мира вечного, отказывается от украшений земной жизни. Тот, кто станет поступать так, и будет стыдиться Всемогущего и Великого Аллаха должным образом». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи)

Если верующий совершает какой-нибудь грех, он спешит принести покаяние, моля Аллаха о прощении, страшась Его и не теряя надежды на проявление милости Аллаха, милость Которого объемлет собой все. Аллах Всевышний сказал: «Скажи[5]: “О рабы Мои, которые преступили (границы дозволенного) во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он — Прощающий, Милосердный!”» (Сура аз Зумар, 39:53)

  1. [1]То есть не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Куръане ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.
  2. [2]Смысл этих слов в том, что в День воскресения каждому предстоит вернуться к Аллаху, и только от Него будет зависеть решение участи человека.
  3. [3]То есть следить за своим языком, глазами и ушами.
  4. [4]То есть следить за своими половыми органами.
  5. [5]С этими словами Аллах Всевышний обращается к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, повелевая ему передать их людям от первого лица.